Доступная среда
ДОСТУПНАЯ СРЕДА ДЛЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕНИЯМИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ДРУГИХ МАЛОМОБИЛЬНЫХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ
Реабилитация людей с ограниченными возможностями здоровья является актуальной проблемой для общества и приоритетным направлением государственной социальной политики.
В Учреждении созданы необходимые условия доступности для малобильных групп населения в сфере образования, в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными актами:
1) приказом заведующего детского сада утверждена Инструкция о порядке оказания ситуационной помощи инвалидам и другим маломобильным гражданам при посещении объектов детского сада. Определены ответственные лица за осуществление ситуационной помощи инвалидам и другим маломобильным граждан при посещении объектов детского сада;
2) на двери Учреждения имеется кнопка-вызов;
3) для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей инвалидов разработаны и используются индивидуальные образовательные маршруты, специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования;
4) созданы условия для организации индивидуальных занятий с педагогом-психологом,учителем-логопедом, инструктором по физической культуре, музыкальным руководителем;
5) специалистами Учреждения: педагогом-психологом, учителей-логопедов, инструктором по физической культуре, музыкальным руководителем проводится консультирование родителей детей-инвалидов;
6) сайт учреждения имеет версию для слабовидящих.
Средства обучения и воспитания для детей-инвалидов и с ОВЗ
Средства обучения и воспитания для детей-инвалидов и с ОВЗ
Библиотека доступная для детей
Нормативно-правовую базу в области образования детей с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации составляют документы нескольких уровней:
- международные (подписанные Российской Федерацией);
- федеральные (Конституция, законы, кодексы – семейный, гражданский и др.);
- правительственные (постановления, распоряжения);
- ведомственные (Министерство просвещения Российской Федерации);
- региональные (правительственные и ведомственные).
Международные документы
Международное законодательство в области закрепления права детей с ограниченными возможностями здоровья на получение образования имеет более чем полувековую историю развития.
Одним из первых специальных международных актов, обратившихся к вопросу соблюдения прав личности, к которым относится и право на образование, является Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 года, ставшая основой для других международно-правовых документов в области защиты прав личности. Декларация провозгласила как социальные, экономические и культурные права, так и политические и гражданские права. https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/declhr.shtml
- Международно-правовым документом обобщенного характера, признавшим право инвалидов на удовлетворительную жизнь, а также все гражданские и политические права, стала Декларация о правах инвалидов, утвержденная Резолюцией 3447 (XXX) Генеральной Ассамблеи ООН 09.12.1975 года. https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/disabled.shtml#:~:text=%D0%98%D0%BD%D0%B2%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B4%D1%8B%20%D0%B8%D0%BC%D0%B5%D1%8E%D1%82%20%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE%20%D0%BD%D0%B0%20%D1%8D%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5,%D0%B8%20%D1%8F%D0%B2%D0%BB%D1%8F%D1%82%D1%8C%D1%81%D1%8F%20%D1%87%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B0%D0%BC%D0%B8%20%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%84%D1%81%D0%BE%D1%8E%D0%B7%D0%BD%D1%8B%D1%85%20%D0%BE%D1%80%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B9.
- Самым значимым международным документом в области защиты прав лиц с ограниченными возможностями является Конвенция о правах инвалидов (принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006 года). https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/disability.shtml
Федеральные документы
- Статья 43 Конституции РФ провозглашает право каждого на образование
- Основным Федеральным законом, определяющим принципы государственной политики в области образования, является Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года. https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
- Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19558/
- Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (утверждена Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым 04 февраля 2010 года, Пр271). В нем был сформулирован основной принцип инклюзивного образования: https://docs.cntd.ru/document/902210953
- Указ «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» № 761 от 01.06.2012. https://base.garant.ru/70183566/
- Постановление Правительства РФ от 12 марта 1997 года «Об утверждении Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии» https://base.garant.ru/10200129/
- Постановление Правительства РФ от 31 июля 1998 г. N 867 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи» (в ред. Постановлений Правительства РФ от 23.12.2002 N 919, от 18.08.2008 N 617, от 10.03.2009 N 216) https://base.garant.ru/179168/
- Постановление Правительства РФ от 4 октября 2000 г. «О национальной доктрине образования в Российской Федерации» https://base.garant.ru/182563/
- Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» http://government.ru/rugovclassifier/820/
Ведомственные документы
- Письмо Министерства образования и науки от 16.04.2001 N 29/1524-6 в регионы была направлена Концепция интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (со специальными образовательными возможностями), разработанная специалистами Института коррекционной педагогики Российской академии образования.
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2008 г. № АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами»
- Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования https://pravobraz.ru/federalnyj-gosudarstvennyj-obrazovatelnyj-standart-doshkolnogo-obrazovaniya/
Региональные документы
Региональные документы представлены в виде активных ссылок на сайте Управления образования городского округа город Уфа https://ufa-edu.ru/information/documentacia/
- http://mosmetod.ru/files/OVZ/doc/1.%D0%A1%D0%B0%D0%BD%D0%9F%D0%B8%D0%9D_%D0%BE%D1%82_10.07.2015_26_%D0%9E%D0%B1_%D1%83%D1%82%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%B6%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B8_%D0%A1%D0%B0%D0%BD%D0%9F%D0%B8%D0%9D_%D0%B4%D0%BB%D1%8F_%D0%9E%D0%92%D0%97.pdf
- Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 N 1014 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России
26.09.2013 N 30038) http://mosmetod.ru/files/OVZ/doc/2.%D0%9F%D1%80%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D0%B7_%D0%9C%D0%9E%D0%B8%D0%9D%D0%A0%D0%A4_%D0%BE%D1%82_30.08.2013_1014_%D0%9E%D0%B1_%D1%83%D1%82%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%B6%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B8_%D0%9F%D0%BE%D1%80%D1%8F%D0%B4%D0%BA%D0%B0_%D0%BE%D1%80%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8_%D0%BF%D0%BE_%D0%9E%D0%9F_%D0%94%D0%9E.pdf - http://mosmetod.ru/files/OVZ/doc/3.%D0%9F%D1%80%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D0%B7_%D0%9C%D0%9E%D0%B8%D0%9D_%D0%A0%D0%A4__%D0%BE%D1%82_09.11.2015_1309_%D0%9E%D0%B1_%D1%83%D1%82%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%B6%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B8_%D0%9F%D0%BE%D1%80%D1%8F%D0%B4%D0%BA%D0%B0_%D0%BE%D0%B1%D0%B5%D1%81%D0%BF%D0%B5%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F_%D1%83%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D0%B9_%D0%B4%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%83%D0%BF%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8_%D0%B4%D0%BB%D1%8F_%D0%B8%D0%BD%D0%B2%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B4%D0%BE%D0%B2.pdf
- Приказ Минобрнауки России от 31.12.2015 N 1577 «О внесении изменений в федеральный
государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N
1897» (Зарегистрировано в Минюсте России 02.02.2016 N 40937) http://mosmetod.ru/files/OVZ/doc/6.%D0%9F%D1%80%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D0%B7_%D0%9C%D0%9E%D0%B8%D0%9D_%D0%A0%D0%A4_%D0%BE%D1%82_31.12.2015_1577_%D0%9E_%D0%B2%D0%BD%D0%B5%D1%81%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B8_%D0%B8%D0%B7%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B9_%D0%B2_%D0%A4%D0%93%D0%9E%D0%A1_%D0%9E%D0%9E%D0%9E.pdf - http://mosmetod.ru/files/OVZ/doc/10.%D0%9F%D0%B8%D1%81%D1%8C%D0%BC%D0%BE_%D0%9C%D0%9E%D0%B8%D0%9D_%D0%A0%D0%A4_%D0%BE%D1%82_10.02.2015_%D0%92%D0%9A-268_07_%D0%9E_%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%80%D1%88%D0%B5%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B8_%D0%B4-%D1%82%D0%B8_%D0%A6%D0%9F%D0%9F%D0%9C%D0%B8%D0%A1%D0%9F.pdf
- http://mosmetod.ru/files/OVZ/doc/10.%D0%9F%D0%B8%D1%81%D1%8C%D0%BC%D0%BE_%D0%9C%D0%9E%D0%B8%D0%9D_%D0%A0%D0%A4_%D0%BE%D1%82_10.02.2015_%D0%92%D0%9A-268_07_%D0%9E_%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%80%D1%88%D0%B5%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B8_%D0%B4-%D1%82%D0%B8_%D0%A6%D0%9F%D0%9F%D0%9C%D0%B8%D0%A1%D0%9F.pdf
- Письмо> Минобрнауки России от 18.03.2014 N 06-281 «О направлении Требований»
(вместе с «Требованиями к организации образовательного процесса для обучения
инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных
образовательных организациях, в том числе оснащенности образовательного процесса»,
утв. Минобрнауки России 26.12.2013 N 06-2412вн) http://mosmetod.ru/files/OVZ/doc/13.%D0%9F%D0%B8%D1%81%D1%8C%D0%BC%D0%BE_%D0%9C%D0%9E%D0%B8%D0%9D_%D0%A0%D0%A4_%D0%BE%D1%82_18.03.2014_06-281_%D0%9E_%D0%BD%D0%B0%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B8_%D0%A2%D1%80%D0%B5%D0%B1%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B9_%D0%BA_%D0%BE%D1%80%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8_%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%86%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%B0__%D0%B4%D0%BB%D1%8F_%D0%BE%D0%B1%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F_%D0%9E%D0%92%D0%97_%D0%B2_%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%84.%D0%BE%D1%80%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F%D1%85.pdf - Письмо> Минобрнауки России от 31.08.2015 N ВК-2101/07 «О порядке организации получения образования обучающимися, нуждающимися в длительном лечении»
(вместе с «Разъяснениями по вопросу о порядке организации получения образования
обучающимися, нуждающимися в длительном лечении») http://mosmetod.ru/files/OVZ/doc/17.%D0%9F%D0%B8%D1%81%D1%8C%D0%BC%D0%BE_%D0%9C%D0%9E%D0%B8%D0%9D_%D0%A0%D0%A4_%D0%BE%D1%82_31.08.2015_%D0%92%D0%9A-2101_07_%D0%9E_%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%8F%D0%B4%D0%BA%D0%B5_%D0%BE%D1%80%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8_%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F_%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F__%D0%B2_%D0%B4%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%BC_%D0%BB%D0%B5%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B8.pdf - МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ПИСЬМО от 16 апреля 2015 г. N 01-50-174/07-1968 О ПРИЕМЕ НА ОБУЧЕНИЕ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ http://mosmetod.ru/files/OVZ/doc/18.%D0%9F%D0%B8%D1%81%D1%8C%D0%BC%D0%BE_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%BD%D0%B0%D0%B4%D0%B7%D0%BE%D1%80%D0%B0_%D0%BE%D1%82_16.04.2015_01-50-174_07_1968_%D0%9E_%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%B5%D0%BC%D0%B5_%D0%BD%D0%B0_%D0%BE%D0%B1%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%BB%D0%B8%D1%86_%D1%81_%D0%9E%D0%92%D0%97.pdf - http://mosmetod.ru/files/OVZ/doc/20.%D0%9F%D1%80%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D0%B7_%D0%9C%D0%9E%D0%B8%D0%9D_%D0%A0%D0%A4_%D0%BE%D1%82_19.12.2014_1599_%D0%9E%D0%B1_%D1%83%D1%82%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%B6%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B8_%D0%A4%D0%93%D0%9E%D0%A1_%D1%81_%D0%A3%D0%9E.pdf
- Приказ Минобрнауки России от 20.09.2013 N 1082 «Об утверждении Положения о
психолого-медико-педагогической комиссии» (Зарегистрировано в Минюсте России
23.10.2013 N 30242) http://mosmetod.ru/files/OVZ/doc/21.%D0%9F%D1%80%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D0%B7_%D0%9C%D0%9E%D0%B8%D0%9D_%D0%A0%D0%A4_%D0%BE%D1%82_20.09.2013_N_1082_%D0%9E%D0%B1_%D1%83%D1%82%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%B6%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B8_%D0%9F%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F_%D0%9F%D0%9C%D0%9F%D0%9A.pdf - https://mosmetod.ru/files/OVZ/doc/22.%D0%9F%D1%80%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D0%B7_%D0%9C%D0%9E%D0%B8%D0%9D_%D0%A0%D0%A4_%D0%BE%D1%82_08.04.2014_293_%D0%9E%D0%B1_%D1%83%D1%82%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%B6%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B8_%D0%9F%D0%BE%D1%80%D1%8F%D0%B4%D0%BA%D0%B0_%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%B5%D0%BC%D0%B0_%D0%BD%D0%B0_%D0%BE%D0%B1%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%BF%D0%BE_%D0%9E%D0%9F_%D0%94%D0%9E.pdf
Логопедический кабинет в ДОУ
Речевое развитие – важнейшее условие полноценного развития детей. Для коррекции речевых недостатков, обогащения и совершенствования речи необходимо создать благоприятную речевую среду, которая бы служила интересам, потребностям и развитию детей.
Центр консультативной работы;
- Центр организационно-планирующей деятельности; помогает эффективно организовать профессиональную деятельность.
- Центр диагностики и коррекционной работы. Здесь расположены столы для диагностики и индивидуальной коррекции детей. Центр оборудован шкафами с дидактическими материалами, игрушками и развивающими играми, специально подобранными с учётом возрастных особенностей детей, атакже в соответствии с направлениями коррекционно-развивающей работы. Этот центр способствует сосредоточенности и концентрации внимания детей.
- Центр коррекции звукопроизношения; оборудована настенными зеркалами, методическими пособиями необходимыми при автоматизации и дифференциации поставленных звуков.
- Центр игровой терапии.
В логопедическом кабинете подобраны пособия, дидактические игры, иллюстративный материал по разделам коррекционной работы, оборудованы уголки, стимулирующие речевое и личностное развитие детей.
Кабинет педагога- психолога состоит из следующих центров:
- Центр консультативной работы предполагает создание доверительной обстановки, помогающей посетителю, пришедшему на прием к педагогу-психологу, спокойно обсудить волнующие его вопросы.
- Центр диагностической работы предназначена для проведения обследований (в индивидуальной или групповой форме).
- Центр игровой терапии, коррекционно-развивающей работы оснащена индивидуальными столами-партами, доской. Для проведения занятий в игровой форме имеется разнообразный игровой материал (мягкие игрушки, конструктор, развивающие пособия имногое другое).
- Центр сенсорного развития. Сенсорное развитие (от лат. sensus — чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира.
- Уголок особой тишины и покоя — центр релаксации.